Кольчужный доспех ("савут")
Судя по сообщениям письменных источников и данным иконографии основным типом доспеха, прикрывавшим корпус воина XVI-XVII вв. была кольчуга, "савут". Кольчужные панцири были широко распространены в Средней Азии еще в период раннего средневековья. Обычно оруживеды выделяют различные виды кольчатых панцирей: кольчуги, "пансыри", байданы, а иногда и подвиды: "пансыри в узел", "пансыри вострогвоздь", "коробчатые пансыри", "черкесские пансыри" и т. д. Основное различие заключается в способах крепления колец между собой, а так же в форме самих колец. При этом форма покроя для всех видов кольчатых панцирей примерно едина [69]. Не смотря на то, что в среднеазиатском и казахском эпосе встречаются разнообразные типы кольчатых панцирей: "ак сауыт" - "белая серебреная кольчуга", "бадана" или "байдана" - кольчуга из крупных плоских колец, "жаланкат" - кольчуга, одеваемая под пластинчатый панцирь и т. д. среди дошедших до нас кольчатых панцирей встречаются только кольчуги,
Усилители панцирей, зерцала, зерцальный доспех
Идея прикрыть грудь воина цельным железным листом, усилив основной панцирь, родилась в Передней Азии еще в эпоху Древнего мира. Самым популярным видом зерцал в эпоху развитого средневековья были зерцала дисковидной формы. Металлические диски, привязанные к нагрудникам, наспинникам и наплечникам монгольских воинов встречаются в иранской миниатюре XIII-XIV вв. [76]. Небольшие железные зерцала обнаружены в захоронениях монгольских воинов этого же периода. На Дальнем Востоке и в Центральной Азии помимо собственно защитных функций металлические диски вплоть до этнографического времени несли и сакральный смысл.
Боевые наголовья
В ходе интенсивного конного боя, значительная часть клинковых ударов приходится на голову и плечи воина, поэтому в XV-XVII веках шлемы с бармицами были достаточно широко распространены среди конных латников, принимавших участие в рукопашной схватке. При описании снаряжения "батыра" на бой в среднеазиатских эпосах достаточно часто дается описание боевых наголовий: "Надел блестящий булатный шлем, свой громадный, ратный шлем. Четыре обода он имел, чеканные украшения на них, искусные изображения на них. Наушники были на шлеме том - были из меди яркой они, горели, как солнце, жарко они - каждый величиной с кумган" [88]. Все известные среднеазиатские шлемы имеют сфероконическую форму купола. В отличие от степных аналогов значительная часть подлинных среднеазиатских (бухарских и кашгарских) наголовий имеют цельнокованую
тулью, обручи и металлические науши. В целом они близки к иранским, русским и османским шлемам, и принадлежат скорее не к центрально-азиатской, а к переднеазиатской традиции. Все рассматриваемые шлемы по форме купола относятся к одному типу.
Панцирная защита конечностей
В ходе кавалерийского клинкового боя особой опасности подвергались руки воина от кисти до локтя, поэтому не удивительно, что наручи - "голчак" были одним из самых популярных элементов защитного вооружения конных латников. Основные виды наручей сложились еще в тимуридский период и продолжали бытовать вплоть до XVIII в. Как правило, наручи составлялись из 2-3 железных пластин - створок, соединенных между собой с помощью шарниров, кожаных ремней или кольчужных колец. Длина створок в одном наруче, как правило была не одинаковой. Пластина, прикрывавшая внешнюю сторону руки, была самой длинной и немного выпуклой. Очень часто она имела заостренный конец, выкованный в виде угла (иногда выгнутого немного назад и вверх) выходивший за пределы локтевого сустава
Щиты ("калкан")
Основные формы щитов, преобладавшие в Средней Азии в XVI-XVII веках, были занесены в регион монголами Чингиз-хана, другие - появились в тимуридскую эпоху. В XVI - перв. пол. XVII веков преобладали круглые и плоские, обтянутые кожей деревянные щиты диаметром до 70 см, круглые выпуклые плетеные из лозы диаметром 50-70 см и щиты из твердой кожи диаметром 40 - 70 см.
Прутяные щиты были привнесены в регион монголами и очень быстро завоевали популярность у воинов от Малой Азии и Восточной Европы до Кореи и Китая. Прутья сплетались в концентрические круги вокруг специального каркаса и оплетались нитями, образующими цветной, как правило, геометрический узор. Прутяные щиты были очень упруги, легки и надежны . Форма прутяных щитов на протяжении XVI-XVII вв. почти не менялась . Прутяные щиты всегда имели железный умбон размещающийся на острие конуса, в центре щита, а иногда и более мелкие умбончики (резные накладки) по всей его поверхности.
Небольшие щиты из толстой кожи были так же очень популярны у среднеазиатских воинов. Как и прутяные "калкан", кожаные щиты сходились на конус, венчавшийся выпуклым умбоном и усиливались дополнительными металлическими накладками.
Большие обтянутые кожей деревянные щиты использовались конными латниками. В отличие от прутяных и кожаных аналогов (которые свободно удерживали ладонью за лямку без дополнительной фиксации и прижимания к корпусу, что облегчало фехтование ими в ходе рукопашной схватки), деревянные щиты часто имели двойные петли для кисти и для предплечья.